Московская элегия

1986–1988, 9 частей, 88 мин., цвет, обычный формат

ЛСДФ
Союз кинематографистов СССР

автор сценария: Александр Сокуров
операторы: Александр Буров, Алексей Найденов
звукооператоры: Алексей Пугачев, Владимир Персов,
Михаил Подтакуй
монтажеры: Людмила Фейгинова, Татьяна Белоусова,
А. Жихарева, Леда Семенова, Лидия Волкова



«Фильм «Московская элегия» — часть из серии документальных фильмов, которые создаются на Ленинградской студии документальных фильмов, объединенных общим «элегическим настроением»… Фильм начинал сниматься к 50–летнему юбилею Тарковского. Однако разногласия в Союзе кинематографистов СССР по поводу стиля фильма и его содержания надолго прервали работу. Предлагаемый фильм — это субъективные впечатления от личности и исторической судьбы великого кинематографиста. Позволю себе добавить, что нашей задачей было создание особой человеческой  и н т о н а ц и и  к памяти и личности Тарковского. Мы хотели распорядиться материалом ласково, осторожно, по–доброму. Мы не стремились охватить все стороны жизни и творчества Тарковского. Мы говорим только о том, что оставлено на Родине и что происходило в эти годы на Западе, где Тарковский был вынужден работать».

Александр Сокуров (из авторской аннотации)

Кто знает, что есть Дом? «Моя дорогая Россия», о которой тоскует Шаляпин в письмах, или «банки, бутылочки, тряпки», — весь дорогой и необходимый хлам, о котором говорит Тонино Гуэрро Андрею Тарковскому в другой элегии Сокурова, снятой после Шаляпинской, — в «Московской элегии» (1986–1987). Об Андрее Тарковском, оказавшемся вне родины и переживавшем этот разрыв драматически, думал и говорил Сокуров, снимая фильм о Шаляпине в 1984. Русский художник, куда бы ни увела его судьба, всегда часть своего отечества, чтобы в этом отечестве ни происходило. «Московская элегия» была логическим продолжением цикла фильмов о Судьбе Художника.

Перезахоронение Шаляпина в «Элегии» и похороны Брежнева в «Московской элегии» — параллели исторически–событийные и введены Сокуровым как знаки перелома в судьбе Артиста: в «Элегии» — давно умершего Шаляпина, возвращаемого родной земле лишь в виде, точнее, в невидимости праха, в «Московской элегии» — еще живого Тарковского, чьим уделом тоже стала смерть на чужбине. Исторические переломы Сокуров трактует как перипетии трагических судеб.

Александра Тучинская

Фильм выпущен на видеокассете ООО «Ленфильм–Видео» в 2002 году.