Мария

1978–1988, 4 части, 41 мин., цвет, oбычный формат

ЛСДФ

автор сценария: Александр Сокуров
оператор: Александр Буров
звукооператор: Михаил Подтакуй
художник: Сергей Дебижев
монтаж: Леда Семенова


В фильме использована музыка А. Шнитке, М. Глинки, народная музыка.

«Фильм «Мария» — реквием в память о русской крестьянке Марии Семеновне Войновой. Мария Семеновна всю жизнь выращивала лен. Возможно, что с ее жизнью ушли важные крестьянские тайны работы в поле. Переданные ей в свое время по наследству приемы агротехники в ее семье подхватить некому. Сын трагически погиб, дочь не будет работать в поле, скорее всего она совсем уедет из села…

Фильм состоит из двух глав. Первая — цветное летнее впечатление о Марии Семеновне. Сенокос, купание в реке, работа на льняных полях, отпуск в Крым, что бывает в жизни крестьянина (особенно летом) чрезвычайно редко — самые первые впечатления городского человека, кем и явился автор фильма. Задача — создать «впечатление», погрузить зрителя в пасторальную эмоцию. Вторая часть — печальный «подарок» судьбы. Прошло девять лет. Эти годы принесли перемены. Не стало одних, появились на свет другие. Вторая глава — черно–белое изображение с рассказом о том, как завершилась судьба Марии Семеновны. Это грустное, элегическое повествование. Режиссер намеривался дать панораму судьбы конкретного человека в конкретных условиях».

Александр Сокуров (из авторской аннотации)

Документальные фильмы о деревне в те годы, когда молодой сотрудник Горьковского телевидения Александр Сокуров поехал в деревню снимать материал о передовой колхознице, были общим местом. Советская идеология требовала пропаганды колхозной жизни. Между тем, десятилетиями в стране крестьянский труд и самый уклад крестьянской жизни обесценивались и искоренялись вместе с крестьянской собственностью, без которой немыслима работа на земле.

Сокуров заказной портрет–клише подменил портретом, выполненным по закону искусства: пристальная правда материала открывает драматизм там, где на первый взгляд все вполне благополучно и образцово. Пастораль обернулась трагедией, личное и общественное бытие, чтобы просто состояться, потребовало от человека, женщины, крестьянки богатырских усилий, которых не могло хватить на одну жизнь. Этих усилий противостояния: упадку, оскудению, обезличению — недоставало нескольким поколениям целого народа. Историческая панорама открылась за портретом скромной самоотверженно–трудолюбивой русской крестьянки.

Первая часть картины, сделанная до поступления во ВГИК, стала и дипломной работой Сокурова, которому начальство института не позволило защищать диплом фильмом «Одинокий голос человека», снятым вне всяких норм. Первую часть «Марии» Сокуров снимал сам еще и как оператор.

Вторая часть — это поездка через девять лет уже ленинградского режиссера Сокурова со съемочной группой в ту же деревню под Горьким, где жила и задолго до старости закончила свою жизнь его героиня. Сокуров снимает финал трагедии, раскаты которой расслышал еще в пасторали.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1988. 1–й Всесоюзный фестиваль неигрового кино в Свердловске.
Главный приз ареопага критиков, приз свердловских кинокритиков.

1988. Приз и диплом спонсоров (Свердловского завода по обработке цветных металлов): «за… прекрасное художественное отображение образа женщины».