Восточная элегия

1996, 45 мин., цвет, видео (Betacam SP), стерео

Северный Фонд
при участии:
к/с «Ленфильм»
NHK (Японская Вещательная Корпорация)
Sony Corporation

автор сценария: Александр Сокуров
оператор: Алексей Федоров
звукооператоры: Ешинори Кавабата, Сергей Мошков
художник: Вера Зелинская


В фильме использована музыка П. Чайковского, Г. Малера, Р. Вагнера, О. Нуссио, японская народная музыка.

Особая благодарность за помощь Хироко Кодзима

«Какой странный сон… Сквозь туман проступают очертания домов. Дома ютятся, прижавшись друг к другу, покачиваются на легкой волне, и начинает казаться, что весь этот городок — маленький островок, дрейфующий по пространству необъятного Океана…»

Александр Сокуров (из авторской аннотации)


«Проведенные в Японии недели, когда мы работали над «Восточной элегией», кажутся сегодня чем–то невероятным, нереальным. Когда я вспоминаю эти дни, мне становится страшно от осознания, как велик был риск упасть, разбиться… Слишком высокой была гора, на которую я решил взобраться. К тому же восхождение было предпринято в самую неблагоприятную пору и по самому крутому склону… Моя ли заслуга, что Восхождение свершилось и в какой–то степени удалось? Моя, но лишь в той ее части, которая касается безоглядной решительности, с которой я отправился в этот поход. В основном же — это заслуга моих добрых друзей из Японии, которые поверили в меня, самоотверженно помогали мне, направляли меня. Мои японские друзья были добры, ласковы, бескорыстны, терпеливы, терпимы… Они были теми самыми японцами, которых я люблю коленопреклоненно, и, к счастью, другими японцев и не представляю…

Когда особым рукотворным образом создавалось изображение маленького японского города на туманном острове, я не отягощал себя мыслями, что это за город, где именно он расположен, в какой стране… Я стремился к воссозданию на экране Чувства Грусти. «Восточная элегия» — попытка обнаружения истоков Изображения как такового, попытка обнаружить эти истоки вне Живописи, вне Литературы. Это попытка рождения Изображения внутри практического опыта Изображения».

Александр Сокуров (из письма к Хидэки Маэда)

«Восточная элегия» — первый опус «японского» видеоцикла, работа над которым продолжается. Жанр всего цикла условно можно отнести к документальному: только потому, что в нем снимались конкретные люди в привычных для себя условиях.

Это простые люди, но обыкновенными или типичными для современной Японии их не назовешь. Их маргинальность не в приверженности каким–то устаревшим нормам и колориту бытовой жизни, а в особом строе души, в котором поэзия и мифология, национальная и общечеловеческая, значат больше, чем приметы сегодняшнего дня.

Снимая старых людей в интерьерах национального японского жилища, режиссер создает из умершего чужого быта непреходящий поэтический миф, особенно остро воспринимаемый европейцем, и погружает в него своих героев как в некое инобытие, где любые «потусторонние» вопросы более уместны и понятны, чем реалии действительности. Сокуров мифологизирует и самих этих людей, и их конкретные трагические судьбы, и свою миссию современного Вергилия. Расхожему опыту телерепортажа режиссер противопоставляет уникальный опыт художественного проникновения к истоку человеческой культуры, где Восток и Запад противоположные грани единого целого.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1996. Фестиваль короткометражного фильма в Оберхаузене.
Главный приз (Grand Prize of the International Jury): Oriental Elegy «is a cinematographically daring reflection on the borderline between life and death. Sokurov invents a dream–like imagery for the non–visibility of an interior world, within which memory and future as well as two different cultures meet. With Oriental Elegy he continues the best traditions of russian cinema art».

1997. Международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой витязь». Грамота жюри конкурса видео и телевизионных фильмов: «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека».

Фильм выпущен на видеокассете ООО «Ленфильм–Видео» в 2001 году.