|
Робер. Счастливая жизнь
1996, 26 мин. (полная версия), 12 мин. (сокращенная), цвет, видео (Betacam SP)
Студия «Эрмитажный мост»
Северный фонд
продюсер Андрей Дерябин
автор сценария: Александр Сокуров
оператор: Алексей Федоров
звукооператор: Владимир Персов
монтажер: Леда Семенова
|
|
|
|
|
В фильме использована музыка Д. Верди, П. Чайковского, Т. Альбинони, В. А. Моцарта. |
|
|
«…одна за другой появляются перед моим взором, как видения, картины Робера: руины вилл, дворцов, пирамиды, замки, мосты, античные своды, как сны, призрачные пейзажи с седыми деревьями… Я захожу в залы Эрмитажа, и ничто не мешает мне приблизиться к картине, а сами своды этого великого дворца помогают мне рассмотреть маленькие и большие, почти гигантские полотна счастливого мастера».
Александр Сокуров (из сценария фильма «Робер»)
Это первый, пока единственный фильм из серии, задуманной студией «Эрмитажный мост» и посвященной крупнейшим мастерам европейской живописи, чьи картины представлены в собрании самого знаменитого музея России петербургского Эрмитажа. Фильмы об Эрмитаже должны снимать известные петербургские кинорежиссеры. Снял свой фильм пока только Сокуров.
Сокуров выбрал из огромного музейного свода великих имен едва ли не самое скромное французского художника конца XVIII - первой половины XIX века Гюбера Робера, писавшего пейзажи с руинами. Внешний повод просветительский музейный заказ совпал с органической потребностью режиссера создавать культурный контекст для собственной лирической исповеди.
Он снимает фильм о картинах и судьбе художника, одержимого идеей поиска гармонии, и в этом совпавшего со своим временем, которое востребовало в качестве классического идеала жизнеустройства образец античного полиса, античной личности, античного властелина. Как и эпоха, кончившаяся крахом империи Наполеона, так и счастливая жизнь Гюбера Робера завершилась катастрофой личной и семейной. Но патетический труд созидания и предчувствие его бренности были запечатлены в величественных руинах ностальгических пейзажей художника.
Эти пейзажи были очень популярны в России середины XIX века. Мода на «руины» Робера отразила удивление и восторг русских перед западной цивилизацией, уже свершившей круг от становления и взлета до гибели и разрушения. Россия в XIX веке переживает именно такой взлет, поэтому апокалиптические мотивы входят в культурный обиход и в светскую моду «золотого века» России. Поэтому в рассказ о французском пейзажисте Сокуров вводит реминисценции Достоевского и Гоголя, и… японского традиционного театра как образ потерянной Европой традиции гармоничной культуры.
Александра Тучинская
Призы и награды:
1997. Фестиваль короткометражного фильма в Оберхаузене.
Гранпри (Grand Prize of the International Jury).
|
|
|