Смиренная жизнь

1997, 75 мин., цвет, видео (Betacam SP), стерео

Японский фонд
Северный фонд
Студия «Надежда»
Pandora Co., Ltd

продюсер Светлана Волошина

автор сценария: Александр Сокуров
оператор: Алексей Федоров
звукооператор: Сергей Мошков
монтажер: Леда Семенова


В фильме использована музыка М. Глинки, П. Чайковского, Т. Альбинони, Г. Малера, традиционная японская музыка.

Особая благодарность за помощь Хироко Кодзима

«Мое путешествие в Вашу печальную страну все никак не завершится…, и здесь, в России, я не в силах расстаться с чувствами, пленившими меня…

…Моя душа как будто была в поисках красоты и добра. Иначе — чем я заслужил этот подарок, эту встречу…

Я добрался сюда в сумерках. Шум ветра, усталость не давали мне заснуть.

Я лежал на полу, в изголовье была маленькая лампа, постель брошена на циновку.

Я почему–то подумал о войне и мне явились картины незнакомой жизни, то ли из прошедшего, а, может быть, из будущего… Чьи–то дети… Чьи–то мамы…

Лето теплое…

Утро было ветреным, холодным и солнечным… Я осторожно осматривал дом. Дом был пуст…

Потом помню, что я обернулся на какой–то скрип…

Она, казалось, еще не заметила меня… Я решил подойти поближе…

Хорошо помню, как мне стало интересно все: стены, утварь, ветер, свет, звуки — вся ее жизнь.

Мы договорились, что она позволяет мне все время быть рядом с ней. Все те часы и минуты, что дано мне провести в ее старом доме, она позволила мне сидеть рядом с ней.

Мне это нужно было для того, чтобы вдоволь насмотреться на нее».

Александр Сокуров (из авторского текста к фильму)

Миф об утерянной гармонии, которая, все же, всегда с нами, только мы разучились ее ощущать, — Сокуров развивает в этой картине на материале документальном и, на первый взгляд, вполне телевизионном. Весь фильм это неспешный и подробный репортаж из старого дома, затерявшегося в горах, в деревне Аска префектуры Нара в Японии, где живет одинокая старая женщина по имени Умено Мацуеси. Но художественная задача режиссера прямо противоположна познавательно–развлекательному комплексу телевизионной информации. Дело не только в том, что этот объект, этот человек не смог бы заинтересовать ни одну телегруппу ни в одной стране (и, может быть, менее всего — в современной Японии).

Камера Сокурова не наблюдает за персонажем, не расспрашивает, не застигает врасплох, но извлекает из тривиальных подробностей физической реальности этой угасающей жизни, из архаического быта поэтический образ непрерывного бытия. Образ эпический и лирический одновременно. Изысканная простота японского пейзажа, интерьера, серии портретов здесь менее всего выполняет функцию couleur local. Но это знак идеальной техники идеального изображения — авторского вживания в образ. А идеальное созвучие души и духа — вслушивание — Сокуров делает лирической кодой своего фильма. В финале героиня, не произнесшая в картине ни одного слова, читает перед замершей видеокамерой простодушные и горестные стихи — танку — собственного сочинения, которые звучат как молитва.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1998. Diploma IX Encоontros Internacionais de Cinema Documental (14 a 22 de Novembro de 1998): «Pelo presente documento se outorga documentario «A Humble Life» de Aleksandr Sokurov a seguinte distincao Premio dos Cineclubes o mentor filme atribuida pela Federacao Portuguesa de Cineclubes em Malaposka, 22.11.98. Competicao Internacional Grande Premio do juri «A Humble Life» de Aleksandr Sokurov.

Фильм выпущен на видеокассете ООО «Ленфильм–Видео» в 2001 году.