 |
Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому

1997, 45 мин., цвет, видео (Betacam SP), стерео

Студия «Надежда»

продюсер Светлана Волошина

авторы сценария: Александр Сокуров,
Александра Тучинская
оператор: Алексей Федоров
звукооператор: Сергей Мошков
монтажер: Леда Семенова
 |
 |

 |
 |
|
В фильме использована музыка С. Рахманинова, Д. Шостаковича. |
|
 |

«Здесь, на бульваре, выходящем на площадь, будет стоять памятник писателю. Из книг этого писателя весь мир узнал о необыкновенном городе, где природа втиснута в изысканные рамки улиц и площадей, а человек оттеснен великолепными зданиями в захолустье враждебного быта».

Из закадрового текста к фильму

Документальный цикл «Петербургский дневник» задуман Сокуровым как мемориал культурной жизни города, созданный средствами кино и видео. Первый фильм «Открытие памятника Достоевскому» снимался как документальный репортаж с места события у Владимирской площади, на которой стоит церковь и к которой выходит улица, где жил и умер великий писатель. Рядом с домом, где была последняя квартира Достоевского, теперь рынок, а памятник поставлен «между рынком и храмом», как сказал на торжественном митинге, ставшем главным и единственным событием фильма, писатель Андрей Битов.

Это и формула современной жизни России, по мнению Битова. Писатели и поэты, музыканты, ученые, артисты, священнослужители и музейные работники, съемочная группа и режиссер запечатлены в этом коллективном автопортрете среди массы людей, пришедших почтить память писателя. Мыслитель, чьи социальные предвидения еще недавно отвергались официальной идеологией советской России, сегодня символ гражданской совести, и открытие памятника ему снято как историческое событие, к которому причастны все.

Александра Тучинская
 |
 |
|