Петербургский дневник.
Моцарт. Реквием


2005, 70 мин., цвет, видео (Betacam SP), стерео

Студия «Берег»
Кинокомпания «Стерх»
RAI 3 (Италия)

автор сценария: Александр Сокуров
операторы: Александр Буров, Aнатолий Родионов,
А. Гусев, Е. Гончарук
звукооператор: Сергей Мошков
видеомонтажер: Сергей Иванов


Аннотация

Концерт, где музыка и поэзия составили единое действие, определил сюжет фильма. Сокуров поставил в зале Санкт–Петербургской капеллы маленькую трагедию Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». На концерте ее читал артист Леонид Мозговой. Хор «Россика» и оркестр «Солисты Санкт–Петербурга» исполнили весь «Реквием» Моцарта, о котором речь в пушкинской пьесе. Обычно в драматическом театре в этом произведении звучат лишь фрагменты моцартовской музыки. Снимая на первом представлении ход действия, Сокуров при видеомонтаже картины оставил только музыкальную часть, которая стала главной и единственной составляющей аудиовизуального изображения.

«Реквием» Моцарта — тоже элегия, печальная песня прощания с жизнью.

В постановке звук обрел пространственную графику, знаками которой стали фигуры солистов, одетые в черные плащи пилигримов. Захватывающее впечатление от всего зрелища составил естественный, как дыхание, ритм всего действия. И какой–то очищенный, просветленный трагизм. Моцартовский «Реквием» для Сокурова не месса успокоения, но гимн перемене, катарсис нового пути.

Снятый на видео, спектакль обрел еще одного участника — публику. Взгляд камеры в зал: не панорама, но приближение избранных или случайных лиц, люди, поглощенные явлением искусства во время действия и осмысляющие свои впечатление после того, как сцена опустела, — этот коллективный портрет публики безукоризненно точен и лаконичен. Он дает перспективу творчества — фиксирует вечно живое волнение зала.

Александра Тучинская