Жертва вечерняя

1984–1987, 2 части, 20 мин., цвет, обычный формат

ЛСДФ

автор сценария: Александр Сокуров
оператор: Александр Буров
звукооператор: Михаил Подтакуй
художник: Сергей Дебижев
монтажер: Лариса Соловцова


В фильме использована музыка П. Чеснокова, эстрадная, русская народная музыка.


Аннотация

Майскую демонстрацию трудящихся и салют — один из ритуальных праздников советской России — Сокуров снимает как изнанку официозного жанра отечественной кинохроники. Парад народного единства он показал как усталую массовку, распадающуюся без режиссерской направляющей руки и без цели. Вспышки немотивированного веселья, как и случайные знаки тревоги даны в беглых зарисовках толпы, угрожающе неприкаянной и щемяще жалкой.

Часть вместо целого, индивидуальные черты всеобщего лица, из деталей вырастающий символ — эти постулаты монтажного советского кино, разработанные Эйзенштейном в изображении человеческой массы, хора и протагониста советской эпохи, Сокуров пересматривает в аспекте нового времени и нового — собственного стиля. Хор как социальная категория уже несостоятелен, а протагонист отсутствует. Здесь лица отдельны и одиноки даже в законодательном общем ликовании. Впрочем, и хор и солист в картину массового праздника вплетены рукою автора–режиссера: в фонограмму финальных кадров Сокуров включил запись церковного песнопения — покаянную молитву «Жертва вечерняя». Но эти голоса уже не от мира сего. Это, скорее, звуки потустороннего сочувствия, это салют из мира Творца и Творчества. Первоначальное название картины — «Салют».

Фильм — участник кинофорума «Молодое кино» в рамках ХХХVIII Международного кинофестиваля в западном Берлине (1988).

Александра Тучинская

Призы и награды:

1987. ХV Международный кинофестиваль в Москве.
Приз ФИПРЕССИ.

1987. Специальный приз памяти Андрея Тарковского.