Дни затмения

1988, 137 мин., цвет, широкоэкранный

к/с «Ленфильм»

Автор сценария: Юрий Арабов
при участии:
Петра Кадочникова
Аркадия Стругацкого
Бориса Стругацкого
Оператор: Сергей Юриздицкий
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Елена Амшинская
Монтажер: Леда Семенова
В главных ролях: Алексей Ананишнов
В ролях: Эскендер Умаров
Ирина Соколова
Владимир Заманский
Кирилл Дудкин
Виктор Беловольский


Композитор: Юрий Ханин
В фильме использована музыка музыка Р. Шумана, А. Шнитке, Ж. Оффенбаха, М. Глинки, народная музыка.


«…Любители фантастики Стругацких, как и в случае со «Сталкером» Тарковского, должны будут примириться, что увидят не экранизацию повести, а совершенно самостоятельное кинопроизведение, обладающее самостоятельной ценностью. Надо сказать, что основная идея литературного источника, идея о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления, в мире административного невыносимого давления… — вот эта идея взята целиком и перенесена в совершенно новые условия и звучит вполне убедительно и производит даже еще более страшное впечатление, чем испытывает читатель повести, которого отвлекают от чтения какие–то привходящие обстоятельства, проблемы, поставленные автором, загадки. В фильме Сокурова нет никаких загадок. В нем нарисован странный и страшноватый мир, в котором человек должен жить, работать, творить несмотря ни на что, а это очень непросто».

Борис Стругацкий (из интервью по радио)

Аннотация

Фильм «Дни затмения», снятый по мотивам повести знаменитых советских писателей–фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких, перенес действие в Среднюю Азию, где молодой русский доктор лечит детей и пытается что–то писать. Молодой современник на жизненном перепутье у Сокурова впервые появляется именно в этой картине, открывающей своеобразную кинотрилогию.

Этот герой, переживающий период становления в ситуации сломанного и обнажившего прорехи уклада жизни, связывает три фильма режиссера. Горькой иронией по поводу изжитых сакральных символов пронизана вся эта «трилогия». Фильмы «Дни затмения», «Круг второй», «Камень», снятые в разные годы, связаны одной коллизией: постоянное сосуществование реальной повседневности, так сказать, бытовой жизни, и вестей или заложников Оттуда — из небытия.

Юный атлет из «Дней затмения», сыгранный непрофессиональным исполнителем Алексеем Ананишновым, такая же архаическая символика былой мощи рухнувшей советской империи, как пластинка с речью Брежнева, которая звучит в фильме, как огромный муляжный Серп и Молот, торчащий среди пустыни.

Дмитрий Малянов из повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» не имеет ничего общего, кроме имени, с героем «Дней затмения». В сущности, для Сокуровского героя конец света уже наступил и граница конца пришлась на его жизнь. Герой, заброшенный в мир чужого климата, чужого говора, чужих обычаев учится не удивляться проявлениям насилия над другими и над собой, чтобы выжить, разговаривает с мертвецом, усмиряет и кормит экзотических гадов, и, наконец, принимает у себя ангела в образе дитяти.

Этот фильм в прокате России периода перестройки имел зрительский успех. Алексей Ананишнов сыграл впоследствии главную роль еще в одном фильме Сокурова — «Мать и сын».

Фильм вошел в 100 лучших фильмов столетия, отобранных Европейской кино- академией.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1988. Приз СК СССР «Ника» за лучшую работу оператора.

1988. Приз СК СССР «Ника» за лучшую работу звукооператора.

1988. Приз Европейской киноакадемии «Феликс» композитору Юрию Ханину.

1989. Лауреат конкурса на лучший отечественный фильм года.