Круг второй

1990, 92 мин., цвет, обычный формат

Киноклуб «Зеркало»
ЦТИ ЛО СФК
к/с «Ленфильм»

Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Александр Буров
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Владимир Соловьев
Монтажер: Раиса Лисова
В главных ролях: Петр Александров
В ролях: Надежда Роднова
Тамара Тимофеева
Александр Быстряков
Сергей Крылов
Роман Молокеев




«Скорбный долг сына, единый для всех живущих — похоронить отца. Главное и единственное событие фильма «Круг второй», запечатленное с эпической простотой и подробностью факта. Но именно в нем зримо выявились все разъятые связи нашей жизни, бессмысленная инерция распавшихся ритуалов, имевших когда–то и сокровенное содержание и значение… Мертвый отец, мертвый город, мертвые времена, и день неотличим от ночи, а жизнь — от небытия. Бесследный уход, ничтожное наследство — горсть фальшивых реликвий, подытоживших целую жизнь… Вот он, трагический исход исторического заблуждения нашего общества — общества, дерзнувшего оборвать связь времен и обойтись социальной догмой».

Александр Сокуров (из авторской аннотации к фильму)

Аннотация

Песчаные южные панорамы «Дней затмения» были инфернальны и пустынны. Еще более пустынны и более инфернальны северные безжизненные пейзажи и мертвые интерьеры «Круга второго». Иная климатическая зона когда–то единой в своем неблагополучии страны. И герой все тот же молодой пришелец, не здешний житель и носит ту же фамилию — Малянов. Но сыгранный другим исполнителем, ленинградским студентом Петром Александровым, он уже не пышет здоровьем, а едва несет в себе бледный огонек жизни и долга — долга хоронить своего мертвого отца и разбираться с жалким отцовским наследством. Обломки обесценившихся сувениров в руках нищего наследника — вот горькая и пронзительная сокуровская метафора Отечества. И еще одна метафора — переполненный автобус, в котором совершается безмолвное, безликое насилие.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1990. XIX Международный кинофестиваль в Роттердаме.
Приз ФИПРЕССИ, приз нидерландских кинокритиков «За развитие авангардного направления в области киноискусства».

1990. Приз к/с «Ленфильм» имени Г. Козинцева за лучшую режиссуру.