|
Камень
1992, 84 мин., ч/б, обычный формат
Пермская киностудия
к/с «Ленфильм»
Автор сценария: |
|
Юрий Арабов |
Оператор: |
|
Александр Буров |
Звукооператор: |
|
Владимир Персов |
Художник: |
|
Владимир Соловьев |
Монтажер: |
|
Леда Семенова |
В ролях: |
|
Леонид Мозговой
Петр Александров
Вадим Семенов |
|
|
|
|
|
|
В фильме использована музыка П. Чайковского, В. А. Моцарта, Г. Малера. |
|
|
«Камень» наследует и развивает художественные принципы фильма «Круг второй», предыдущей работы режиссера и его коллег драматурга Юрия Арабова, оператора Александра Бурова, звукооператора Владимира Персова. Однако в новой работе еще активнее визуальное начало, основанное на традициях российского импрессионизма. Чернобелое изображение тяготеет, скорее, к однотональной акварели, так как авторы никогда не забывают смягчать черную глубину теней.
По драматической интонации «Камень», безусловно, русская картина, но не только потому, что в одном из персонажей фильма можно узнать Антона Чехова, не только потому, что действие фильма разворачивается в доме, где когдато жила знаменитая русская семья.
Эта картина является глубоко лирической картиной по причине особой камерности, скромности эмоций: это тихие интонации, не проходящая грусть и чувство глубочайшей трагичности жизненного пути. «Камень» это та картина, которая никогда не будет искать зрителя: у нее слишком тихий голос. Эта картина встретится со зрителем, если зритель сам отыщет ее».
Александр Сокуров (из авторской аннотации к фильму)
Аннотация
Встреча наследника с тем, кто оставил наследство, наследство культурное и интеллектуальное, показана в картине «Камень». Юный ночной сторож в доме музее Чехова в Ялте, где и снимался фильм, обнаруживает… хозяина, вернувшегося из небытия. Юноша непрофессиональный исполнитель главной роли из «Круга второго» Петр Александров. Сокуров с помощью своего постоянного сценариста Юрия Арабова как бы экранизировал один из ницшеанских иронических «советов» общаться с другими только в виде homo post humus человека после погребения.
Ирония и грусть Сокуровской картины в том, что контакта с разнообразными проявлениями жизни жаждет потусторонний пришелец, живший здесь когдато отшельником, а современный юноша презирает всю эту посюстороннюю канитель. Вернувшийся же Чехов, кроме тяги к этой самой «пошлости жизни», что заедала его «Здесь», не принес с собой «Оттуда» ничего даже тяги к творчеству. Это ли не самый страшный для Сокурова знак Небытия? За гробом нет ценностей, кроме памяти о радости физических ощущений, и, может быть, впечатлений искусства. Поэтому, наверное, так красив этот аскетический черно-белосерый фильм. Этот фильм можно было назвать «Отец и сын».
Александра Тучинская
Призы и награды:
1993. Приз к/с «Ленфильм» имени И. Волка за лучшую работу звукооператора.
|
|
|