Камень

1992, 84 мин., ч/б, обычный формат

Пермская киностудия
к/с «Ленфильм»

Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор: Александр Буров
Звукооператор: Владимир Персов
Художник: Владимир Соловьев
Монтажер: Леда Семенова
В ролях: Леонид Мозговой
Петр Александров
Вадим Семенов


В фильме использована музыка П. Чайковского, В. А. Моцарта, Г. Малера.


«Камень» наследует и развивает художественные принципы фильма «Круг второй», предыдущей работы режиссера и его коллег — драматурга Юрия Арабова, оператора Александра Бурова, звукооператора Владимира Персова. Однако в новой работе еще активнее визуальное начало, основанное на традициях российского импрессионизма. Черно–белое изображение тяготеет, скорее, к однотональной акварели, так как авторы никогда не забывают смягчать черную глубину теней.

По драматической интонации «Камень», безусловно, русская картина, но не только потому, что в одном из персонажей фильма можно узнать Антона Чехова, не только потому, что действие фильма разворачивается в доме, где когда–то жила знаменитая русская семья.

Эта картина является глубоко лирической картиной по причине особой камерности, скромности эмоций: это тихие интонации, не проходящая грусть и чувство глубочайшей трагичности жизненного пути. «Камень» — это та картина, которая никогда не будет искать зрителя: у нее слишком тихий голос. Эта картина встретится со зрителем, если зритель сам отыщет ее».

Александр Сокуров (из авторской аннотации к фильму)

Аннотация

Встреча наследника с тем, кто оставил наследство, наследство культурное и интеллектуальное, показана в картине «Камень». Юный ночной сторож в доме — музее Чехова в Ялте, где и снимался фильм, обнаруживает… хозяина, вернувшегося из небытия. Юноша — непрофессиональный исполнитель главной роли из «Круга второго» Петр Александров. Сокуров с помощью своего постоянного сценариста Юрия Арабова как бы экранизировал один из ницшеанских иронических «советов» — общаться с другими только в виде homo post humus — человека после погребения.

Ирония и грусть Сокуровской картины в том, что контакта с разнообразными проявлениями жизни жаждет потусторонний пришелец, живший здесь когда–то отшельником, а современный юноша презирает всю эту посюстороннюю канитель. Вернувшийся же Чехов, кроме тяги к этой самой «пошлости жизни», что заедала его «Здесь», не принес с собой «Оттуда» ничего — даже тяги к творчеству. Это ли не самый страшный для Сокурова знак Небытия? За гробом нет ценностей, кроме памяти о радости физических ощущений, и, может быть, впечатлений искусства. Поэтому, наверное, так красив этот аскетический черно-бело–серый фильм. Этот фильм можно было назвать «Отец и сын».

Александра Тучинская

Призы и награды:

1993. Приз к/с «Ленфильм» имени И. Волка за лучшую работу звукооператора.