 |
Тихие страницы

1993, 77 мин., цвет, обычный формат

Северный Фонд
Эскомфильм
zero film (Германия)
при участии к/с «Ленфильм»

Автор сценария: |
 |
Александр Сокуров |
Оператор: |
|
Александр Буров |
Звукооператор: |
|
Владимир Персов |
Художник: |
|
Вера Зелинская |
КонсультантС‹: |
|
Ирина Сотина
М. Тарасова
Александра Тучинская |
Монтажер: |
|
Леда Семенова |
В главных ролях: |
|
Александр Чередник
Елизавета Королева |
В ролях: |
|
Сергей Барковский
Галина Никулина
Ольга Онищенко |
|
 |


 |
 |
 |
|
В фильме использована музыка: Г. Малера, О. Нуссио. |
|
 |

Аннотация

Кинематограф Александра Сокурова снова посвоему «перелистывает» страницы знаменитой прозы. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» стал идейным стержнем, историческим ориентиром, но отнюдь не опорой сюжета фильма. Эпоха, события, классические персонажи, чьи имена давно стали нарицательными, а в фильме просто опущены, явлены как бы в обратной перспективе, совмещающей даль с близью, конец с началом, прошлое с настоящим.

Исторические реалии: приметы быта, костюмы, среда обитания столько же конкретны, сколько и условны. «Физиологический очерк» Города литературный жанр эпохи Достоевского в картине возведен в гротесковый символ и обнажен в трагической сути. Давняя публицистическая метафора обернулась жуткой реальностью настоящего. Жизнь сведена к физическим отправлениям. Город, который когдато был «духовен всей тьмой перебывавших душ», превратился в чрево агонизирующего зверя таким показал нам его сегодня Сокуров.

Все побуждения здесь животные, но природному, живому места нет. Потому что природа и есть живой дух, а дух покидает мертвую плоть. В картине нет города: есть его скелет и влага, не люди, а человеческая требуха не жизнь, а физиология.

И движется вдоль серых стен, под сводами безнебесных улиц молодой человек, одинокий среди возни человеческих тел. Он чтото ищет душу ли свою потерянную, души ли им загубленные.

Его пинают, валят наземь, от земли отрывают, за волосы дерут, бумаги казенные писать понуждают втравливают в людское кишение, а он всего бежит. Бежит и самой Души, которая в образе «белой девочки» вдруг предстанет перед ним. Эту детскую Душу он будет искушать неразрешимыми вопросами, а она позовет его к раскаянию. Но вместо раскаяния в нем ужас и тоска острога. Звериные ужас итоска. У городской химеры изваяния найдет он последний приют, к ее мертвой утробе припадет, ей отдаст свою сыновнюю ласку.

Острый, тревожный безнадежный ракурс взгляда на деформирующуюся действительность принeс в искусство XX век. Один из провидцев этого века Чехов дал формулу новейшего оскудения жизни, которая могла бы стать эпиграфом к фильму. «Город мeртвый, люди в нeм мeртвые». Не случайно Чехов был героем предыдущего фильма Сокурова.

Культурные традиции двух веков слились в произведении современного автора художника Российского кинематографа. Это традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского и Эйзенштейна. Но художнику тесны как временные, так и национальные рамки. В партитуре фильма явственны реминисценции мирового искусства. Замкнутые пространственные деформации напоминают о немецких киноэкспрессионистах; крупные кадры щемящих портретов женщиныребeнка о гриффитовских героиняхжертвах. В финале за кадром трагический женский голос, поющий понемецки малеровские «Песни умерших детей», звучит как реквием по гибнущей жизни, по «сломанным побегам» всех эпох и народов.

Александра Тучинская

Призы и награды:

1994. Специальный показ на 44м Международном кинофестивале в Берлине.
 |
 |
|