Телец

киноверсия: 2000, 90 мин., цвет, Dolby Digital
видеоверсия: 2000, 2 части по 52 мин., Betacam SP, Dolby Surround

к/с «Ленфильм»
Министерство Культуры РФ
Госкино России

Продюсер: Виктор Сергеев
Автор сценария: Юрий Арабов
Оператор–постановщик: Александр Сокуров
Оператор: Анатолий Родионов
Звукорежиссер: Сергей Мошков
Художник: Наталья Кочергина
Художник по костюмам: Лидия Крюкова
ХудожникРё по гриму: Жанна Родионова
Людмила Козинец
Татьяна Коломицева
Монтажер: Леда Семенова
В главных ролях: Леонид Мозговой
Мария Кузнецова
В ролях: Наталья Никуленко
Сергей Ражук
Лев Елисеев
Николай Устинов






«…Телец — второй фильм из задуманной тетралогии о людях Власти в XX веке. Предыдущий фильм — Молох — был сделан на материале истории другой страны, и эта дистанция, как я теперь понимаю, в каком–то смысле облегчала мою задачу. События приведшие Россию к трагедии, и события, составившие ее закономерное продолжение, — за рамками нашего сюжета. В центре — автор, сочинитель и главный организатор переворота российской истории в один из самых драматичных моментов своей жизни…»

«…Революция была у него в крови, и так же как любая революция, он сам был обречен. Болезнь неожиданно остановила этот убийственный для человеческого организма марафон. И время, еще отпущенное ему, потеряло для него смысл. Он ушел из жизни, потому что к этому моменту он ее уже всю прожил. Не потому, что болел, а потому, что жизнь кончилась…»

Из интервью с Александром Сокуровым
(буклет «Телец», издательство «Сеанс», 2000)

Аннотация

Новый фильм Сокурова — новая притча о пределе Власти. Реалии советского быта начала 20–х годов, легко узнаваемые приметы–маски реальных персонажей определенного этапа российской истории в этой картине не объект, но лишь фон повествования, условная среда разворачивающейся кинематографической новеллы. Больной Вождь, его Жена и Сестра, Врач, Охранники, будущий Восприемник власти — эти фигуры воспроизведены с документальной точностью и в то же время с вольной абстракцией художественного вымысла. Зеркало экрана как будто выворачивает наизнанку исторический антураж, приближает и укрупняет фрагменты частной жизни — жизни на исходе. Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что–либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности.

Последняя сфера волевых усилий героя — его собственное слабеющее тело, страдания которого он хотел бы прервать, — тоже не в его власти. Столкновение глобальных претензий требовательной, еще не погасшей воли и почти полного физического и интеллектуального бессилия дает трагикомический эффект. Драматическая перипетия выливается в пародию и, напротив, бодрая суета ритуальных действий вокруг «ответственного» больного пронизана трагическим мотивом одиночества, заброшенности человека.

Режиссер выстраивает художественно–философскую модель разрушительного механизма агрессивной Воли, подавляющей жизнь в самом ее носителе. В предыдущей своей картине «Молох» Сокуров создал такую модель, используя документы «третьего Рейха» и знаковую среду гитлеровского гнезда «Кельштайнхауз». В фильме «Телец» он сделал это на отечественном историческом материале в декорациях, в интерьерах и ландшафтах «Горок Ленинских». Это второй фильм из задуманной режиссером трилогии о закате Власти.

В этой работе Сокуров выступает и как оператор–постановщик, являясь единственным автором пластического, визуального ряда картины. «Телец» сделан по сценарию Юрия Арабова. В роли Вождя — Леонид Мозговой, игравший в «Молохе» Гитлера. В остальных ролях снимались петербургские артисты Мария Кузнецова, Наталья Никуленко, Лев Елисеев, Сергей Ражук и другие.

Александра Тучинская

Призы и награды:

2000. Премия российской киноакадемии «Ника».
За лучший сценарий.

www.sokurov.spb.ru/promo/telets/index_ru.html