Александра Тучинская

театровед, историк театра, театральный и кинокритик
редактор сайта «Остров Сокурова»

Биография

Александра Яковлевна Тучинская родилась 29 марта 1948 года в Киеве. В 1969-м поступила на театроведческий факультет Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии, который закончила в 1974-м. По окончании вуза год работала заведующей литературной частью Киевского театра кукол, а в 1975-м окончательно переехала в Ленинград.

Без малого сорок лет, с декабря 1976 года, она служила научным и главным научным сотрудником в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, проявив себя инициативным, деятельным работником и разносторонней творческой личностью. Диапазон научных интересов — от театра XIХ и XX вв. до современных авангардных экспериментов — определил широту тематики лекционной и экскурсоводческой деятельности Александры Тучинской. Участие в научных международных конференциях в России, а также за рубежом, принесли ей известность среди исследователей театра в разных странах.

Много лет Александра Тучинская занималась собирательской работой. Благодаря ее энтузиазму и эрудиции в фонды музея поступил ряд архивных материалов и раритетных экспонатов. Она активно участвовала в описании и систематизации персональных архивов, хранящихся в музее. Не менее успешно организовывала выставки, находила в архивах редкие материалы, вела иную повседневную музейную работу. Постоянно консультировала практиков театра, сотрудников иных музеев, представителей прессы.

С 1985 года Тучинская сотрудничала с выдающимся кинорежиссером Александром Сокуровым и его студией «Берег» — была консультантом и редактором многих его документальных и игровых фильмов, среди которых «Элегия», «Духовные голоса», «Повинность», «Смиренная жизнь», «Камень», «Тихие страницы», «Мать и сын», «Молох», «Телец», «Русский ковчег». Кроме того, она создатель и все эти годы ведущая официального сайта режиссера «Остров Сокурова».

Александра Тучинская постоянно участвовала в театральной жизни России и Ленинграда-Петербурга. Она состояла в экспертных советах Национальной театральной премии «Золотая Маска», молодежной театральной премии «Прорыв», в совете Комитета по культуре Санкт-Петербурга по рейтингу городских театральных фестивалей. Неизменно участвовала в работе фестивалей «Балтийский Дом», «Александринский», «Встречи в России», которые впоследствии анализировала в профессиональных изданиях.

Глубокий исследователь, автор статей по истории театра, талантливый критик, выступавший с обзорами современной художественной жизни в петербургской и федеральной прессе, яркий лектор, Александра Тучинская была примером состоявшегося специалиста-театроведа, активного деятеля культуры. Немалое число более молодых коллег называют ее своим учителем в профессии.

Скончалась 29 марта 2015 года в Санкт-Петербурге в возрасте 67 лет после тяжелой болезни.

Александра Яковлевна Тучинская — близкий дорогой мне человек. Мы с ней знакомы с конца 80-х годов. Она всегда была для меня проводником разнообразной культурной жизни Петербурга-Ленинграда. Она открывала мне дороги в театральную жизнь Ленинграда. Под её влиянием формировались мои вкусы как театрального зрителя. Александра Яковлевна ввела меня в удивительный мир музеев города.

С первых лет моей жизни в Ленинграде она была зрителем моих фильмов: как документальных, так и игровых. Была одним из тех немногих специалистов, к мнению, суждениям которых я прислушивался безоговорочно. Меня всегда поражала её высочайшая эстетическая культура и поразительная художественно-историческая интуиция. С тех давних лет я определил для себя обязательным чтение всего того, что выходило из-под пера Александры Яковлевны. Именно она сделала всё, чтобы я обратил особое внимание на историю великих театральных деятелей России, чьи судьбы были связаны с Петербургом, Ленинградом. Среди них особенной являлась, конечно, фигура Фёдора Шаляпина. Так много лет назад я первый раз появился в музее-квартире Шаляпина на Графтио. Там же впоследствии родился замысел и проводились съёмки очень важных для меня фильмов «Элегия» и «Петербургская элегия» С тех лет я стал постоянным посетителем мероприятий в нашем театральном музее.

Александра Яковлевна одна из немногих, кто активно поддержал мою постановку в Большом театре — оперу «Борис Годунов». Так сложилось, что в течение длительного времени она вела редакторскую работу на сайте «Остров Сокурова». Она была не только автором идеи этого сайта, но и стала автором многих принципиальных искусствоведческих работ по фильмам, над которыми я работал. Эти рецензии публиковались на сайте и затем расходились по всему миру.

Меня всегда поражала способность Александры Яковлевны Тучинской не только понимать кинематографический язык, но и её умение точно формулировать связь между кинематографом, литературой и искусствоведческим исследованием. Первые мои фильмы, снятые в Ленинграде обязательно показывались Александре Яковлевне и я с волнением и тревогой ждал её оценок. Они никогда не были комплиментарными. Меня всегда привлекал высокий профессиональный уровень работ Александры Яковлевны, публиковавшихся в театральных журналах. И мне всегда хотелось прочесть её размышления о кинематографе и о моих работах.

Конечно, если есть сегодня возможность составить сборник произведений Александры Яковлевны Тучинской это было бы замечательным подтверждением возможности органичной работы исследователя как в театральном пространстве, так и в кинематографическом.

Сокуров Александр Николаевич

16 апреля 2015 года

Санкт-Петербург