|
Интонация
Фильм 6
Арсен Каноков
президент Кабардино-Балкарской республики
41 минута |
|
|
|
|
Разговор снимается из-за стеклянной двери в гостиной. Постепенно камера перемещается в гостиную и переходит от одного крупного плана беседующих к другому. Это самая статичная серия. Меняются лишь ракурсы съемки и сам ведущий иногда встает с дивана и оказывается в самой необычной позе например, сидит на полу.
Александр Сокуров: Кавказская война и ее история. Российская империя в этой войне издавна выступает завоевателем. В какой степени это дело политики и в какой религиозного самосознания?
Арсен Каноков: Цвет наций рассеялся по миру. Возвращение домой это дело в компетенции не федерального руководства, а дело самого народа. Вахабизм из религиозного фактора может перейти в экономической. Люди, политически ориентированные на ислам, очень часто знают его очень поверхностно, может быть, даже не заглядывали в коран. Распространение основ светского ислама много могло бы разъяснить людям. Но сейчас мы в пограничной зоне ни в глубь религии, ни вне ее. Это опасная зона. Мы, руководители, и сами не очень в этой области сведущи. Я как руководитель региона считаю своим долгом поддерживать все конфессии в республике. Государственная политика должна выработать религиозные стандарты.
А. С. Как вы относитесь к преобладанию в России православия, насаждаемого в России как ведущая религия. Как бы отнеслись в вашей республике к тому, что муфтий стал бы главным религиозным лицом?
А. К. В государственной политике не может преобладать поддержка той или иной конфессии, потому что люди другой конфессии чувствуют в этом случае свою ущербность. В мире есть опыты сочетания многих конфессий, удачные или неудачные это надо еще посмотреть.
А. С. Когда в Чечне мы снимали, я столкнулся с тем, что все молодые чеченские участники конечно в неофициальной обстановке говорили: мы все равно поставим вас на место мы все равно объединимся с Турцией. Для молодых людей Турция привлекательна как образец цивилизованного государства.
А. К. Мне сложно судить, потому что у нас такого настроения нет в обществе. Наши предки оказались между Турцией и Россией и были ориентированы на Россию, они видели как раз со стороны исламского государства угрозу колонизации. Я считаю, что сегодня, находясь в составе России, мы имеем возможность сохранить свою культуру и язык это дает нам большие возможности, чем в Турции.
А. С. Конечно, если в экономика какой-то страны преобладает над отечественной, люди поворачиваются в ту сторону. Что принесло в жизнь людей на Кавказе европейское сообщество? Появились парламент, учреждения культуры: театры, оркестры. Но в уклад народа это не принесло почти ничего. Остается прежняя родовая клановая система отношений, часто перерастающая в криминальные связи. Когда отсутствует национальный корневой уклад в политической жизни, кто может упрекнуть людей в их принадлежности к таким связям?
А. К. Конечно, можно законодательно закрепить некоторые исторически сложившиеся традиции. Но дело в том, что мы стали на 90 процентов русскими. Нужно бы, чтобы русские стали в какой-то степени кавказцами. Народ не забывает, что было 100200 лет назад. Соблюдение правил государственных не отменяет внутреннего сопротивления в соответствии с национальными традициями. Да, мы много вредим себе, подчиняясь европейским и русским стандартам.
А. С. Может быть, это все отменить. Может поменять все на уровне конституции? Вот сидит перед вами такой сумасшедший и предлагает повернуться к новой форме государства. Неужели же древний народ не заслуживает такого уважения? Как это практически осуществить?
А. К. Я обратился бы в сторону Японии и Китая, которые в условиях мировой цивилизации сохранили себя.
А. С. На это нужна политическая воля, свой семейный этикет, но мы не до конца вписываемся в условия мира.
А. К. Здесь был рабочий класс и крестьянство. Но ведь участие в коллективной адаптации к новым условиям очень опасно для национальных особенностей.
А. С. Как не бояться этих проблем? Существует проблема балкарского населения. Может, нужно предложить им собственную государственность. Что принципиально в проблеме между двумя народами. Может быть, создать общенациональный парламент ассамблея, узаконенная государством. Сегодня нет общественных авторитетов.
А. К. Этот орган не помешал бы.
А. С. А капитализм «одежка» для Кавказа?
А. К. Молодежь не хочет заниматься торговлей, считая это зазорным. Люди не готовы адаптироваться к условиям капитализма. Хотя мы пытаемся давать молодым людям образование.
А. С. Значит, для вашего народа капитализм это экспансия. Это ломает нравы, сталкивает людей. Коммерция разрушает скорее, чем что-нибудь другое. Значит должна идти культурная работа театр, искусство.
А. К. Молодежь очень меняется. Мы можем не принимать каких то основополагающих ценностей, но нуждаемся в экономике. Я прожил большую часть жизни в Москве, и когда я вернулся, увидел, как все изменилось.
А. С. Культура защищает народ от противодействия и тотальных войн. Роль русской интеллигенции здесь очень велика. Пока не возникнет прослойка интеллигентных людей, свободно излагающих свои мысли, не возникнет диалог. Существует ли у вас политическая цензура?
А. К. Если есть будоражащаяся людей информация, то она требует ограничений.
А. С. Как быть со всем этим, если все люди родственники.
А. К. Нужно найти баланс между законом и нравственностью народа. Здесь должна быть система.
А. С. Как частная собственность вписывается в ваши условия?
А. К. Я думаю, что это только ухудшит наше положение. Я вижу опыт России, где в результате приватизации землю получили не те, на ней будет работать и жить в этих регионах.
А. С. Почему люди берутся за оружие?
А. К. Потому что проще взять оружие, чем метлу или лопату. Такая у нас ментальность.
А. С. В целом на Кавказе происходит сращивание вооруженных формирований с преступными группами. Значит, часть безработных уйдет в эти группировки, уже пытающиеся диктовать условия. Или люди вынуждены приезжать в Россию, где их ждет социальное унижение. Я думаю, что молодых людей от этой ситуации нужно оберегать.
А. К. Сложность власти в том, что есть огромное количество работы именно в мелочах.
А. С. Здесь конечно и путь в ловушки. Ведь период сталинских репрессий проходил повсюду при участии самого народа. Мы должны знать условия жизни на Кавказе. Книга «Мужчина и женщина в адыгейской культуре», полученная мною подарок, произвела на меня огромное впечатление. Мы в России не знаем ни кавказского уклада, ни реальных условий жизни отсюда многие конфликты.
Александра Тучинская
|
|
|