Интонация

Фильм 6

Арсен Каноков
президент Кабардино-Балкарской республики

41 минута


Разговор снимается из-за стеклянной двери в гостиной. Постепенно камера перемещается в гостиную и переходит от одного крупного плана беседующих к другому. Это самая статичная серия. Меняются лишь ракурсы съемки и сам ведущий иногда встает с дивана и оказывается в самой необычной позе — например, сидит на полу.

Александр Сокуров: Кавказская война и ее история. Российская империя в этой войне издавна выступает завоевателем. В какой степени это дело политики и в какой — религиозного самосознания?

Арсен Каноков: Цвет наций рассеялся по миру. Возвращение домой — это дело в компетенции не федерального руководства, а дело самого народа. Вахабизм из религиозного фактора может перейти в экономической. Люди, политически ориентированные на ислам, очень часто знают его очень поверхностно, может быть, даже не заглядывали в коран. Распространение основ светского ислама много могло бы разъяснить людям. Но сейчас мы в пограничной зоне — ни в глубь религии, ни вне ее. Это опасная зона. Мы, руководители, и сами не очень в этой области сведущи. Я как руководитель региона считаю своим долгом поддерживать все конфессии в республике. Государственная политика должна выработать религиозные стандарты.

А. С. Как вы относитесь к преобладанию в России православия, насаждаемого в России как ведущая религия. Как бы отнеслись в вашей республике к тому, что муфтий стал бы главным религиозным лицом?

А. К. В государственной политике не может преобладать поддержка той или иной конфессии, потому что люди другой конфессии чувствуют в этом случае свою ущербность. В мире есть опыты сочетания многих конфессий, удачные или неудачные — это надо еще посмотреть.

А. С. Когда в Чечне мы снимали, я столкнулся с тем, что все молодые чеченские участники — конечно в неофициальной обстановке — говорили: мы все равно поставим вас на место — мы все равно объединимся с Турцией. Для молодых людей Турция привлекательна как образец цивилизованного государства.

А. К. Мне сложно судить, потому что у нас такого настроения нет в обществе. Наши предки оказались между Турцией и Россией и были ориентированы на Россию, они видели как раз со стороны исламского государства угрозу колонизации. Я считаю, что сегодня, находясь в составе России, мы имеем возможность сохранить свою культуру и язык — это дает нам большие возможности, чем в Турции.

А. С. Конечно, если в экономика какой-то страны преобладает над отечественной, люди поворачиваются в ту сторону. Что принесло в жизнь людей на Кавказе европейское сообщество? Появились парламент, учреждения культуры: театры, оркестры. Но в уклад народа это не принесло почти ничего. Остается прежняя родовая клановая система отношений, часто перерастающая в криминальные связи. Когда отсутствует национальный корневой уклад в политической жизни, кто может упрекнуть людей в их принадлежности к таким связям?

А. К. Конечно, можно законодательно закрепить некоторые исторически сложившиеся традиции. Но дело в том, что мы стали на 90 процентов русскими. Нужно бы, чтобы русские стали в какой-то степени кавказцами. Народ не забывает, что было 100–200 лет назад. Соблюдение правил государственных не отменяет внутреннего сопротивления в соответствии с национальными традициями. Да, мы много вредим себе, подчиняясь европейским и русским стандартам.

А. С. Может быть, это все отменить. Может поменять все на уровне конституции? Вот сидит перед вами такой сумасшедший и предлагает повернуться к новой форме государства. Неужели же древний народ не заслуживает такого уважения? Как это практически осуществить?

А. К. Я обратился бы в сторону Японии и Китая, которые в условиях мировой цивилизации сохранили себя.

А. С. На это нужна политическая воля, свой семейный этикет, но мы не до конца вписываемся в условия мира.

А. К. Здесь был рабочий класс и крестьянство. Но ведь участие в коллективной адаптации к новым условиям очень опасно для национальных особенностей.

А. С. Как не бояться этих проблем? Существует проблема балкарского населения. Может, нужно предложить им собственную государственность. Что принципиально в проблеме между двумя народами. Может быть, создать общенациональный парламент — ассамблея, узаконенная государством. Сегодня нет общественных авторитетов.

А. К. Этот орган не помешал бы.

А. С. А капитализм — «одежка» для Кавказа?

А. К. Молодежь не хочет заниматься торговлей, считая это зазорным. Люди не готовы адаптироваться к условиям капитализма. Хотя мы пытаемся давать молодым людям образование.

А. С. Значит, для вашего народа капитализм — это экспансия. Это ломает нравы, сталкивает людей. Коммерция разрушает скорее, чем что-нибудь другое. Значит должна идти культурная работа — театр, искусство.

А. К. Молодежь очень меняется. Мы можем не принимать каких то основополагающих ценностей, но нуждаемся в экономике. Я прожил большую часть жизни в Москве, и когда я вернулся, увидел, как все изменилось.

А. С. Культура защищает народ от противодействия и тотальных войн. Роль русской интеллигенции здесь очень велика. Пока не возникнет прослойка интеллигентных людей, свободно излагающих свои мысли, не возникнет диалог. Существует ли у вас политическая цензура?

А. К. Если есть будоражащаяся людей информация, то она требует ограничений.

А. С. Как быть со всем этим, если все люди — родственники.

А. К. Нужно найти баланс между законом и нравственностью народа. Здесь должна быть система.

А. С. Как частная собственность вписывается в ваши условия?

А. К. Я думаю, что это только ухудшит наше положение. Я вижу опыт России, где в результате приватизации землю получили не те, на ней будет работать и жить в этих регионах.

А. С. Почему люди берутся за оружие?

А. К. Потому что проще взять оружие, чем метлу или лопату. Такая у нас ментальность.

А. С. В целом на Кавказе происходит сращивание вооруженных формирований с преступными группами. Значит, часть безработных уйдет в эти группировки, уже пытающиеся диктовать условия. Или люди вынуждены приезжать в Россию, где их ждет социальное унижение. Я думаю, что молодых людей от этой ситуации нужно оберегать.

А. К. Сложность власти в том, что есть огромное количество работы именно в мелочах.

А. С. Здесь конечно и путь в ловушки. Ведь период сталинских репрессий проходил повсюду при участии самого народа. Мы должны знать условия жизни на Кавказе. Книга «Мужчина и женщина в адыгейской культуре», полученная мною подарок, произвела на меня огромное впечатление. Мы в России не знаем ни кавказского уклада, ни реальных условий жизни — отсюда многие конфликты.

Александра Тучинская

Оглавление