Письмо А. Н. Сокурова от 29 ноября 2002 года

РУКОВОДИТЕЛЯМ ЕВРОПЕЙСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ
THE EUROPEAN FILM
AWARDS 2002

KURFURSTENDAMM 225 D–10719 BERLIN
tel. + 49 30 - 887 167 - 0
fax + 49 30 – 887 167 – 77

Господин Пауэлл,

Я не знаю объема Ваших полномочий, поэтому, возможно, пишу не по адресу. Однако, мне не предложено других вариантов — в Европейской академии, представляющей кинопрофессионалов демократических стран, оказывается принято именно так разговаривать с авторами фильмов.

Я сожалею об этом.

Получив Ваше письмо, я был удивлен, не столько содержанием, а самой тональностью Вашего письма.

Великолепным образцом является Ваша фраза «откровенно говоря, у нас нет желания отменять две номинации»… И это Вы пишите известному режиссеру, автору фильма «Русский ковчег», автору более пятидесяти фильмов. Разве я испрашивал, есть ли у Вас желание или нет у Вас желания? И вообще, какое значение имеет в решении таких проблем чье-то желание? Только уважение, только безусловное следование просьбам Автора, ибо Автор — главное лицо в искусстве. Даже если этому мнению противостоят сотни других людей.

ИМЕННО В АКАДЕМИИ ДОЛЖЕН ГЛАВЕНСТВОВАТЬ ЭТОТ ПРИНЦИП. ЕСЛИ НЕ В АКАДЕМИИ, ТОГДА ГДЕ?

Или в Киноакадемии есть другое мнение?

Я имею законное право отстаивать профессиональное достоинство своей группы, свое достоинство.

Я имею право бороться с цинизмом в искусстве кино и в кинематографической среде. Автор этих строк с болью в сердце отмечает, что в среде европейского киносообщества невозможно добиться уважения и соблюдения элементарных норм приличия в отношениях с Автором.

Я с сожалением замечаю, что никаких реальных усилий по удовлетворению моей просьбы сделано не было и никто даже не собирался этого делать. Более того, я полагаю, что никто из ведущих моих коллег-режиссеров в Европе, чье мнение могло бы быть учтено хотя бы из соображений моральных, не был поставлен в известность о заявлении русского коллеги. Страшно подумать, пришло время, когда один кинематографист просит быть услышанным своими коллегами, а они ему отвечают, что у них нет желания…

Несмотря на то, что Академия продемонстрировала ко мне неуважение, и совершенно определенно встала на сторону немецких участников производства по причинам для меня совершенно понятным, я продолжаю настаивать на удовлетворении моего требования.

Я заявляю:

Как автор идеи, соавтор сценария, АВТОР ИЗОБРАЖЕНИЯ — это отображено в титрах, как соавтор диалогов, режиссер, поставивший этот фильм, требую исключить мой фильм, являющийся русским национальным фильмом, — «Русский ковчег» из перечня номинаций, поскольку сложившееся положение считаю для себя и для коллектива, создававшего фильм, совершенно неприемлемо. Меня не могут интересовать политические игры немецких продюсеров фильма, которые получили мое согласие на номинирование фильма только при условии оценки этого фильма как единого и неделимого результата.

Если Академия не сочтет возможным прислушаться к позиции Автора, я буду вынужден публично заявить о невозможности моего пребывания в составе Академии.

Конечно, от потери такой фигуры, как автор этого письма, Европейская академия ничего не потеряет — вы даже и не заметите, что одним стало меньше. Но совесть моя будет спокойна.

Я с горечью пишу это письмо. Единственной надежной является предположение, что у кого-нибудь из академиков хватит смелости и чистоты душевной, чтобы выйти на сцену и публично заявить, что совершается моральное преступление, преступление против Автора.

Видимо, наивное предположение.

Сокуров Алексанр Николаевич, кинорежиссер

Россия, Санкт-Петербург
29.11.2002.